Методический бюллетень №2 Методический бюллетень №3 Методический бюллетень №4
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №34
Методический бюллетень №2
Из опыта педагогической работы учителя начальных классов
«Как я работаю над грамотностью школьников» Харченко Евгении Ивановны (учителя 1 категории, отличника народного просвещения)
Важность, необходимость высокой культуры речи и в первую очередь ее правильности – орфографической, пунктуационной, произносительной на сегодняшний день не требует доказательств. Грамотность – это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения человека. Многолетний опыт показывает, что грамотное письмо не может быть усвоено вне системы языковых знаний и умений. Научить ребенка грамотно писать – значит сформировать у него орфографическую зоркость, то есть научить ребенка слышать орфограмму и видеть ее. Эту работу я начинаю уже в первом классе, в период обучения грамоте. Умение ребенка узнавать при письме орфограмму – это те изначальные умения, которые мотивируют надобность в правилах и развивают способность при письме выделять те случаи, когда пишущего ученика подстерегает опасность допустить ошибку. Чтобы облегчить детям эту очень сложную работу, применяю занимательный материал. Безударные гласные и парные согласные приходят к нам на урок из «волшебной» книги сказок об орфограммах. В то же время я начинаю учить комментированному письму. Это метод, предложенный еще Л.Ф. Лысенковой, очень помогает не только в работе по формированию грамотности, но и вырабатывает нужный темп работы на уроке. Мы говорим, что грамотность ребенка зависит и от того, как он читает, как воспринимает речь на слух и какова его собственная речь. Успех обучения зависит во многом от речевого опыта ребенка, его языкового чутья. Раскрывая природу языкового чутья, психологи указывают, что родной язык первоначально усваивается человеком всегда на уровне чувства. И лексические, и грамматические значения родного языка человек чувствует задолго до того, как начинает осознавать их, мыслить о них. Подтверждение этой мысли находим у Л.П.Федоренко, которая тоже говорит, что в основе языкового чутья лежит бессознательное запоминание языковых норм: «Именно память человека – тот «рабочий механизм», который позволяет ему удерживать идеальные знания родного языка и оперировать ими в речи…, память – основа чувства языка. Основываясь на это, Л.П.Федоренко предлагает одну из форм работы по развитию орфографической зоркости – диктант-игру «Кто больше запомнит». Методика проведения его такая: учитель читает каждое предложение один раз, учащиеся записывают то, что запомнили. На основе этой методики проводятся и словарные диктанты – игры с тем же названием, игровой и зрительный. Если эту работу проводить регулярно, то уже через два-три месяца можно отследить следующие результаты:
Со 2 класса я применяю такой метод работы, как орфографическое чтение. С самых первых моментов обучения чтению нужно, чтобы дети усвоили два типа чтения – орфоэпическое и орфографическое: «прочитай, как говоришь», «прочитай, как пишешь». Уже во 2 классе на уроках русского языка дети в основном читают орфографическим способом. В 3 классе я начинаю применять зрительные диктанты по методике профессора Харьковского университета И.Т.Федоренко. Диктанты разнообразят урок, форма проведения диктанта очень дисциплинирует, а главное – результаты хорошие, грамотность детей действительно повышается.
Можно сравнить такие цифры:
Да и у слабоуспевающего ученика картина изменилась. Двойка пока остается, но вместо 15-20 ошибок, которые он делал раньше – 7-8. Еще об одном виде работы хочется сказать, который мне помогает – это коллективное составление Таблицы изученных орфограмм. Начинаем ее вести с 1 класса. Когда изучим орфограмму, заносим ее в таблицу. На ее основе провожу словарную работу, орфографические пятиминутки, игры типа «Грамматический бой». Один из современных видов работы – тестирование. Его тоже часто применяю на уроке.
|
||||||||||||
Наш адрес: индекс: 353314 |