Методический бюллетень №2 Методический бюллетень №3 Методический бюллетень №4
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школя №34
Методический бюллетень №4
Система работы по развитию речи младших школьников Из опыта работы учителя начальных классов
Стебловской Елены Владимировны, учителя высшей категории
…Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и ощущения…
Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом её развития является период детства. На основе проведенных учеными опытов и обследований большого количества детей установлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Стебловская Елена Владимировна уже в начале 1 класса на каждом уроке проводит «пальчиковые игры», на которых учащиеся показывают различные предметы с помощью пальцев, пересказывают предложения, сопровождая пересказ построением фигур из кисти и пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики и координации руки. Чтобы увидеть изменения, Елена Владимировна проводила диагностику «Определения уровня развития мелкой моторики рук» в начале 1 класса в 2004-2005 учебном году и в начале 2 класса в 2005-2206 учебном году. Результаты следующие:
Стебловская Е.В. придает значение развитию фонематического слуха – умения правильно слышать все звуки и правильно произносить звуки речиНа уроках русского языка проводятся: -минутка «Звуки речи», во время которой учащиеся должны найти различия звуков р,р б,п -игра «Слова в домике». Учащимся нужно найти, какими звуками различаются слова жар – жарь, пар – парк и т. д. -упражнения над изолированными звуками. На уроках чтения особое внимание уделяется чистоговоркам. Данная работа осуществляется как индивидуально, так и фронтально под руководством учителя. Ученики произносят фразы типа: зы-зы-зы- музы-прозы и тазы. Учащиеся учатся чувствовать ритм, рифму стихов, учатся подбирать рифмовку к словам. Работа со скороговорками может проходить следующим образом: -проговаривание в разном темпе, -проговаривание с разным эмоциональным подтекстом. -проговаривание, сопровождаемое хлопками и другими движениями. Работе со словарными словами Стебловская Елена Владимировна уделяет внимание на уроках русского языка, чтения, математики, окружающем мире, так как считает, что словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. При работе над словарными словами Елена Владимировна использует прием из книги В.Агафонова «Неправильные правила, или как запомнить словарные слова». В основе приема – ассоциативная связь словарного слова с другим «приёмным родственником», который поможет точно запомнить в слове нужную орфограмму. Например, при роботе со словом «пальто» учитель сообщает, что подул ветер, рассыпал в слове буквы, и получилось слово «лапоть». Такие ассоциативные ниточки протягиваются от образа к образу, от слова к слову. Кроме того, к каждому слову подбираются картинки, загадки, ребусы, короткие стихотворения. После изучения нескольких словарных слов, из них составляются кроссворды
|
||||||||||||||||
Наш адрес: индекс: 353314 |